Ноа Дельфи

Что сказал бы доктор Юнг о Джеке-Воробье...

...или Как распознать Трикстера в домашних условиях?
Трикстер – это особый персонаж фольклора и культуры в целом. Карл Густав Юнг позаимствовал это словечко у американского антрополога Пола Радина и назвал трикстером один из базовых архетипов бессознательного, известного также как Тень.
Согласно Юнгу, в трикстере объединены все самые низменные, животные инстинкты человека. Если психика в порядке, то Тень обитает где-то на задворках бессознательного, но стоит только отпустить удила осознанности, как мощный Зверь вырывается на свободу. Особенно это характерно для групп людей, когда индивидуальные духовные установки слабеют, а коллективная Тень имеет все шансы на воплощение.

Как ни странно, Юнг не считал трикстера и архетип Тени однозначно злодейским явлением. В отличие от своего старшего коллеги Зигмунда Фрейда, Юнг полагал, что вытесненные желания не всегда преступны и связаны с табуированными сексуальными отношениями. Более того, психотерапевт-новатор настаивал на том, что бессознательное – такой же необходимый «орган» в психике человека, как сознание. Просто сознание говорит с помочью слов, а язык бессознательного – символы и мифы. Именно благодаря тем «картинкам», которое показывает нам бессознательное во сне или в ассоциативных практиках, хороший (и ОЧЕНЬ образованный к тому же) психотерапевт может понять, какие стороны личности находятся в конфликте и причиняют хозяину неудобства. Более того, именно бессознательные «сказки» и «сценарии», приходящие во сне к пациенту, часто подсказывают врачу пути душевного исцеления.

Подробнее о юнгианской трактовке трикстера читайте в последней главе книги К. Юнга «Шесть архетипов».
А пока – кратко перечислю приметы трикстера как персонажа в фольклоре, авторской литературе, кино и мультфильмах.

1) Трикстер создает проблемы себе и другим, иногда сам их героически решает, а иногда предоставляет расхлебывать последствия окружающим. Самый распространенный на Земле образ сказочного зооморфного трикстера – это Лис, или Шакал, или Койот.

2) Трикстер абсолютно безответственное существо! Ему нет дела до неудобств, которые он доставляет всем вокруг. От слова вообще. В редких случаях ему становится совестно, что он подставил друзей, и трикстер делает некое подобие благородного поступка. Примерно как обаятельный пират Джек Воробей.

3) Трикстер легко и просто перешагивает как внутреннюю границу между Добром и Злом, так и внешнюю. Диапазон трикстерских шалостей простирается от мелкого бытового хулиганства Карлсона до жесточайших «розыгрышей» киношного Джокера.

4) В некотором смысле трикстер представляет собой образ глупого ребенка, который так и не прошел инициацию под руководством опытного наставника и, соответственно, так и не повзрослел. Он, как идиот, прыгает через границу между двумя мирами – миром живых и миром мертвых, между сознанием и бессознательным, вытаскивая на свет Божий не только гениальные озарения, но и самые мерзкие гадости. Яркий пример – древний образ Меркурия, посредника между мирами, богами и людьми. Меркурия волнует скорее развлечение и «движуха», нежели последствия его действий.

5) Иногда трикстер бывает гениальным, а иногда – феерически глупым. При мощной тяге к знаниям этот персонаж может вести себя как совершенный придурок в самой обычной ситуации. Или вовсе быть преступником. Ганнибал Лектор при всей своей хитрости все же был людоедом, а чрезвычайно умные Шерлок Холмс и доктор Хаус в современных сериалах беспомощны во всем, что касается простого человеческого общения.

6) Трикстер отличается повышенной сексуальностью, а частенько еще и дико привлекателен для окружающих. Тот самый плохой парень, от которого без ума все девчонки. Или больной ублюдок, тут уж как кому повезет

7) Поскольку еще Юнг отмечал, что за архетипом трикстера маячит всемогущая и очаровательная Анима, женская часть души, то и сам трикстер подвержен всевозможным маниям и всем возможным зависимостям. Наивные персонажи частенько впадают в зависимость от самого трикстера, поскольку обретают в нем отражение собственной неосознанной, но очень притягательной Тени. Подробнее об аниме и анимусе можете почитать сами, но только умоляю – не на Википедии.

8) В продолжение вопроса о маниях: иногда трикстер бывает очень прожорлив, причем любит есть в одиночку. Гурман и чревоугодник. Хорошо, если его аппетиты ограничиваются, как у Карлсона, вареньем, и не выливаются во вредные пищевые привычки типа каннибализма.

9) Трикстер пародирует деяния Бога, Героя или Первопредка. Это важно, поскольку над авторитетами мы обычно не смеемся, а вот в исполнении тристкреа все это можно очень легко оборжать – и снять психологическое напряжение. Давно уже отмечен специалистами пихотерапевтический эффект ритуалов, в которых мир выворачивался наизнанку, будь то древнеримские сатурналии, средневековый Праздник Дураков, пошловатый народный театр эпохи Возрождения или телепроект «Дом-2». Наблюдая за шутами, которые корчат из себя царей или героев, мы бессознательно снимаем психологическое напряжение, которое порождает внутреннее противостояние Тени и Света.

10) Самое важное для современного общества: культурный трикстер – это анархист, бунтарь, он всегда нарушает социальные установки и правила, презирает власть и хочет самостоятельно создавать этический кодекс для себя. Консерваторы и реакционеры, сталинисты и сторонники «крепкой руки», представители сексуальных большинств и поклонники строгих правил трикстера ненавидят всей душой, не принимая Тени ни в себе, ни в обществе. Тем не менее, вся современная российская культура – от советских диссидентов до недавних ульяновских летчиков – буквально очарована трисктером. Да что там: весь мир будто разлегся на кушетке психотерапевта и пытается пристально вглядеться в лицо собственной Тени, преодолевая панический страх. Интернет-тролли, Анонимус, анархистский по своей сути биткоин, противоречивые главные герои современной культуры, сложносочиненный дискурс о правах самых разных меньшинств – это все работа коллективного бессознательного с огромной Тенью человечества. Что касается постсоветского консервативного сообщества, то пока оно в буквальном смысле слова боится своей Тени, например, вчерашнего дня или тех зверств, которые народы сами над собой организовывали совсем недавно, а местами и продолжают организовывать. Любой психотерапевт подтвердит, однако, что бесконечно бегать от Тени не получится, рано или поздно трикстер выпрыгнет наружу, и всем придется убирать за ним…

По мнению некоторых современных исследователей (например, по мнению глубоко уважаемой мною Жозефины Кушнир), Трикстер – фигура настолько многогранная и свободолюбивая, что тянет ни много, ни мало, но на статус Первосущества, сотворившего мир, людей и все остальное. На самом деле, Трикстер может творить все, что ему в голову взбредет. За то и любим.

Что ни говори, а в интересное и сказочное время мы живем, ребята! Берегите своих внутренних трикстеров, контролируйте их «выходы в свет», поскольку только через осознание своей Тени мы можем окончательно сказать себе «пора что-то менять» и сделать это по принципу великого трикстера барона Мюнхгаузена, который самолично вытащил себя за волосы из трясины.

На закусочку - цитата из Юнга, чтобы закрепить эффект.

«Так называемый цивилизованный человек забыл о трикстере. Он помнит его лишь образно и метафорически, когда, раздраженный своим собственным неумением, он говорит о судьбе, сыгравшей с ним шутку, или о заколдованности вещей. Он вовсе не подозревает, что его собственная скрытая и на первый взгляд безвредная тень обладает свойствами, опасность которых превосходит его самые необузданные мечты. Как только люди собираются большими группами, что ведет к подавлению индивидуальности, тень приходит в движение и, как показывает история, может даже персонифицироваться и найти свое воплощение. Именно губительная идея о том, что в человеческую душу все приходит извне и что она рождена tabula rasa, ответственна за то ошибочное убеждение, что при нормальных обстоятельствах индивид находится в полном порядке. Ибо тогда он обращается за спасением к государству и заставляет общество платить за свою неумелость. Он думает, что, если бы еда и одежда доставлялись бы бесплатно к порогу или если бы все имели автомобили, ему бы открылся смысл существования. Это - детское недомыслие, вырастающее на месте бессознательной тени и оставляющее ее неосознанной. Из-за этих предрассудков личность чувствует себя полностью зависимой от своего окружения и теряет всякую способность к интроспекции. Тем самым ее этический кодекс замещается знанием того, что позволено, положено или запрещено. Как при таких обстоятельствах можно ожидать, что солдат будет оценивать приказ, полученный от старшего, с этической точки зрения? Он ведь еще даже не знает о том, что способен к спонтанным этическим порывам и к их осуществлению,- даже тогда, когда этого никто не видит».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткий перечень персонажей-трикстеров в мифологии, фольклоре, художественной культуре:
Всевозможные плуты, джокеры, дураки, шуты, воры и мошенники; Пульчинелла, Арлекин, Петрушка, Иван-дурак и Лиса Патрикеевна в русских сказках, Ганс-колбаса у немцев, Лис Ренар в средневековом французском фольклоре, Койот северо-американских индейцев, Ворон у эскимосов, паучок Ананси южноафриканских племен, бог Локи в скандинавской мифологии, бог Сусаноо в японской мифологии, Гермес-Меркурий в античной мифологии, древнегреческая богиня Эриды, Прометей и Сизиф в мифологии древних греков, барон Суббота в системе верований вуду, бог Мауи в полинезийских мифах, Давид и Самсон в Библии, Ходжа Насреддин, барон Мюнхгаузен, Труффальдино из Бергамо, Фигаро, Мефистофель, Чичиков в «Мертвых душах», Хлестаков в «Ревизоре», бравый солдат Швейк, Воланд и его команда из «Мастера и Маргариты», Дарт Вейдер, доктор Хаус, Шерлок Холмс, цикл фильмов «Маска» и другие персонажи Джима Керри, Шрек, Грю из м/ф «Гадкий я», Мегамозг, львиная доля современных супергероев, Остап Бендер, Штирлиц, Саша Барон Коэн, Фаина Раневская как персонаж анекдотов, Pussy Riot и другие…

Вы спросите, а где же в этом списке женщины? А я так думаю: все девочки, которые отказываются в какой-то момент быть «хорошими», осознанно или неосознанно играют роли трикстеров. Женщины-вамп, стервы, бунтарки и карьеристки, "недоженщины" и "эгоистки" с точки зрения консервативного общества - их слишком много, чтобы перечислять. Girls power, короче:)

Но об архетипических нонконформистках поговорим в другой раз. Если нравится тема - подписывайтесь и читайте свеженькие статьи на (интеллектуальное) здоровье!

Екатерина Булипопова / Ноа Дельфи (с) 2018